Невероятная Honda – без бензина

Редакция журнала GardenTools в числе первых испытала новую линейку аккумуляторной «садовки» Honda, представленной рынку в 2020 году.


Портал "Мастер-форум" подготовил статью об аккумуляторной технике Honda. По соглашению портала делимся ей с вами.


Продукцию Honda в нашей стране давно знают и любят – автомобили, мотоциклы, лодочные моторы, генераторы и садовое оборудование. В России эту японскую марку традиционно воспринимают исключительно как «бензиновую», но с недавних пор Honda начала активно развивать аккумуляторное направление садовой техники.


Редакция журнала GardenTools в числе первых испытала новую линейку аккумуляторной «садовки» Honda, представленной рынку в 2020 году. На наш тест попали:

  • самоходная ротационная газонокосилка Honda HRG466XB;

  • триммер Honda HHT36AXB;

  • кусторез (садовые ножницы) Honda HHH36AXB;

  • воздуходувка Honda HHB36AXB.

В первой линейке – пять позиций. Не испытали мы в этот раз только среднеразмерную колёсную газонокосилку без привода колёс HRG416XB. К нам попала самоходная модель с увеличенной шириной кошения – HRG466XB.


В индексах моделей кустореза, триммера и воздуходува цифры одни и те же, и означают они величину питающего напряжения – 36 В. Цифры в индексах косилок говорят о ширине скашивания – 41 и 46 сантиметров, хотя напряжение питания и тип аккумуляторов, разумеется, те же. Видимо, цифра «6» и означает «36».


Естественно, новая линейка – это полноценная система, все модели работают от одного аккумулятора. Батареи и ЗУ для Honda, кстати, делает один из лидеров рынка аккумуляторного инструмента и техники, а именно компания Bosch.


На сегодняшний день в линейке три разновидности аккумуляторов – ёмкостью 4, 6 и 9 А*ч. Первые две способны отдавать ток в 24 А и предназначены для бытового применения, самая же мощная обеспечивает выходной ток 45 А и ориентирована на профессиональную эксплуатацию. Все батареи имеют защиту от ударов, а самая ёмкая ещё и от пыли и влаги по стандарту IP56. Кстати, настолько серьёзная защита для аккумуляторов – редкость.


Батареи на 4 и 6 А*ч оснащены привычными линейными индикаторами заряда – с точечными светодиодными индикаторами, загорающимися после нажатия кнопки. А вот блок на 9 А*ч интереснее – у него нет кнопок, зато имеется жидкокристаллический дисплей с точностью определения остатка заряда до процента и даже… G-сенсор! Датчик гасит экран после некоторого времени пребывания батареи в неподвижности и включает, стоит взять её в руки. Также изображение способно автоматически переворачиваться в зависимости от ориентации батареи в пространстве!


Honda газонокосилка HRG466XB триммер

Батарея ёмкостью 9 А*ч с уровнем защиты от пыли и влаги IP56 и ЖК-экраном, на котором отображается уровень оставшегося заряда с точностью до процента



Honda

Аккумуляторные батареи

  • ТИП: Li-Ion; напряжение – 36 В

  • ЁМКОСТЬ: 4 | 6 | 9 А*ч

  • ЦЕНА (Москва, октябрь 2020 г.): 14 900 | 18 900 | 37 900 руб.


Honda

Зарядное устройство

  • ВРЕМЯ ЗАРЯДА: для 4 | 6 | 9 А*ч – 35 | 55 | 80 мин

  • ЦЕНА (Москва, октябрь 2020 г.): 8000 руб.


Все аккумуляторы Honda оснащены внутренними теплопроводящими элементами, контактирующими с каждой «банкой» стандарта 18650 для равномерного распределения и отвода тепла. В батареях на 4 и 6 А*ч эти тепловоды конструктивно проще, поскольку и рабочие токи там меньше, и «банки» расположены в шахматном порядке. Профессиональная батарея гораздо сложнее по устройству, поскольку элементы в ней пришлось располагать в три ряда – обычно такая конфигурация приводит к перегреву среднего ряда, но тут этот вопрос решён с помощью специального алюминиевого шасси и внешнего корпуса из алюминия с развитым оребрением – для более эффективного рассеяния тепла.


Батареи на 4 и 6 А*ч весят одинаково, по 1,3 кг. Аккумулятор ёмкостью 9 А*ч существенно тяжелее – 2,43 кг. Неспроста в зарядную «экосистему» Honda входит ременная система ношения батареи. Это удобный широкий пояс, напоминающий борцовский, в слот которого вставляется батарея и удерживается в районе поясницы. Висящая на проводе контактная группа, представляющая собой «батарею»-пустышку, вставляется в аккумуляторный слот инструмента для его облегчения и разгрузки рук работника. Ременная система способна работать с любым ручным инструментом (триммер, кусторез, воздуходувка), но для последней она особенно актуальна, поскольку слот воздуходувки узкий и рассчитан ТОЛЬКО на использование совместно с ременной системой: обычный аккумулятор даже с самой низкой ёмкостью в него не вставить.


Зарядное устройство единое для всех инструментов и аккумуляторов, обеспечивающее зарядный ток до 8 А и продувку перегретых батарей вентилятором. Аккумуляторы на 4, 6 и 9 А*ч заряжаются соответственно за 35, 55 и 80 минут.


Собственно, всё, что можно рассказать общего про новое семейство садовой техники от Honda, мы рассказали – теперь переходим к более конкретным описаниям конструкции инструментов и реальному тестированию. Поехали!


Honda HHB36AXB Аккумуляторная воздуходувка

  • ПАРАМЕТРЫ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА (с круглым/ плоским соплом, макс.): производительность — 14,3 / 12,1 м³/мин; скорость — 65/ 68 м/с

  • ВЕС (без аккумулятора): 2,6 кг

  • ЦЕНА (Москва, октябрь 2020 г.): 35 900 руб.

Если кусторез HHH36AXB – однозначно мужской инструмент, как по своей сущности вообще, так и по массогабаритным характеристикам конкретной модели, то воздуходув Honda HHB36AXB – вполне себе «унисекс». Лёгкий и безупречно сбалансированный на рукоятке – гонять им сухие листья, не позволяя им забраться в дом и не дожидаясь, пока они будут растоптаны в пыль и труху, одно удовольствие!

Как уже упоминалось, воздуходув Honda HHB36AXB – единственный из всего семейства новой аккумуляторной техники Honda не умеет работать с аккумулятором непосредственно. Слот для батареи настолько узок, что туда не влезает даже самая малоёмкая из доступных (хотя повторимся, что у батарей на 4 и 6 А*ч габариты одинаковые, потому что количество ячеек одно и то же – различается только их ёмкость). Воздуходув рассчитан исключительно на работу в тандеме с поясным креплением источника питания, оно даже включено в комплект поставки – потом что без него работать невозможно. Это сделано специально – при включении двигателя появляется реактивная сила, которая отталкивает инструмент назад… он немного поворачивается в руке и сопло оказывается наклонено вниз под оптимальным с точки зрения эргономики углом. Если бы в слоте был аккумулятор, такого эффекта не получилось бы, баланс был бы совсем другим. Ну и общий вес воздуходувки в этом случае меньше, что тоже имеет положительный эффект – меньше устаёшь.

В поясной держатель вставляется любая из батарей, а в слот воздуходува – коннектор-«пустышка», повторяющий формой фиксаторы батареи и её контактную группу.

Забор воздуха, как обычно и бывает, задний, поэтому нужно следить, чтобы он не перекрывался свободно болтающимися полами одежды. Клавиша управления – также традиционная, курковая, под указательный палец. Ход клавиши управляет оборотами двигателя – турбину необязательно врубать на полную мощность, если требуется деликатная работа, а не создание урагана «Катрина».

Единственное, чего не хватает управлению двигателем, так это фиксатора кнопки, позволяющего использовать устройство для продувки помещений от взвешенной пыли или дыма: чтобы можно было оставить прибор на некоторое время работающим автономно. Фиксатор также нужен для более комфортной работы: постоянно давить пальцем на курок всё-таки утомительно. Как правило, воздуходувки подобный фиксатор имеют, и его отсутствие здесь немного удивляет.

Воздуходув комплектуется двумя сменными соплами с байонетным креплением – с круглым и плоским выходом. Первое для массивов мусора и листьев, второе – для утоптанных и слежавшихся листьев. Сопла солидные, толстостенные и жёсткие.

Результаты испытаний

Мощность воздуходува очень велика: помимо банального разгона листьев, он отдирает от газона цепкие «кляксы» из прибитой дождем травы, оставшейся от работы триммера, очищает от слежавшейся земли стыки в полу хозяйственных помещении и между плитами дорожек, мгновенно продувает кузова фургонов и пикапов. Следствием такой «силы духа» является не самое большое по сравнению со многими хилыми конкурентами время автономной работы – 12, 18 и 30 минут на батареях ёмкостью 4, 6 и 9 А*ч соответственно. Однако эффект все же того стоит!

Honda HHT36AXB Аккумуляторный триммер

  • ДВИГАТЕЛЬ: бесщёточный

  • РЕЖУЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ: леска – 2,0-3,0 мм; стальной нож диаметром 255 мм

  • ШИРИНА КОШЕНИЯ: леской — до 420 мм; ножом — до 254 мм

  • ОСОБЕННОСТИ: полностью закрытый герметичный двигатель, «велосипедные» рукоятки, прямая неразборная штанга; безынструментальная регулировка рукояток, ранцевая подвеска

  • ВЕС (без аккумулятора и ножа): 5,7 кг

  • ЦЕНА (Москва, октябрь 2020 г.): без аккумулятора и ЗУ — 55 900 

Косилки-триммеры, наверное, самые популярные и востребованные инструменты по уходу за газоном и садом. Триммер есть почти у каждого: он хорош в паре с колёсной ротационной косилкой, но и вполне универсален сам по себе. Honda HHT36AXB – мощный основательный инструмент, рассчитанный на многолетнюю эксплуатацию.

Внешний вид – как у бензокос самого популярного формата, с прямой штангой и «велорукоятками». Но мотор тут электрический, расположенный внизу, над режущей оснасткой. Так что формально это – триммер. Просто очень мощный!

Основу конструкции составляет цельная неразборная штанга и рукоятки велосипедного типа:

Главная особенность Honda HHT36AXB – нижнее расположение двигателя. Обычно с нижним мотором выпускаются простейшие триммеры малой мощности, зачастую с двигателями по традиционной щёточной технологии – прожорливыми и не слишком долговечными из-за открытых для пыли и влаги вентиляционных отверстий. Но Honda HHT36AXB – совсем иное дело! Согласно принятой классификации это всё ещё триммер, из-за расположения двигателя. Но… мотор здесь бесколлекторный и полностью герметичный, заключённый в толстостенный литой алюминиевый корпус. При этом очень мощный, рассчитанный не только на подрезку остатков травки вдоль забора после колесной косилки, но и на бурьян в человеческий рост и молодой кустарниковый подрост. Откровенно говоря, название «коса» этому инструменту подходит гораздо больше – оно более точно отражает его возможности. Триммеры всегда были относительно маломощными инструментами для вспомогательного ухода за газонами там, куда не подобраться колёсной газонокосилкой. А тут – триммер, способный рубить кусты. Видимо, устоявшуюся терминологию пора сдавать в архив, поэтому, если в дальнейшем описании будут мелькать оба термина, применительно к Honda HHT36AXB это уже не ошибка.

Компоновка с нижним двигателем существенно облегчает инструмент, поскольку исчезает необходимость длинного и тяжёлого, идущего через всю штангу вала. Вдобавок отсутствие жёсткого или гибкого вала с его резонансами практически полностью устраняет утомляющие и раздражающие вибрации, а также шум. Тишина работы Honda HHT36AXB поражает!

Двигатель и трёхлопастный стальной нож


В комплекте с HHT36AXB идёт трехлопастный десятидюймовый нож и полуавтоматическая катушка под леску диаметром 2,4 мм и с шириной скашивания 42 см. А ещё два «индивидуальных» сменных защитных кожуха разного диаметра: для ножа – свой, для лески – свой. Их легко заменить с помощью комплектного Г-образного ключа под «звёздочку», которым нужно открутить четыре винта.

Механизм быстрой регулировки и складывания рукоятки


«Велосипедные» рукоятки – с механизмом быстрой регулировки и складывания для удобства транспортировки, не требующим применения инструментов. Антивибрационных прокладок между штангой и рукоятками нет, но они здесь и не требуются. Двигатель электрический, к тому же расположен внизу, прямо над катушкой – здесь просто нет источников вибрации в виде бензинового мотора или трансмиссии. Так что подавлять изначально нечего.

А вот включение двигателя осуществляется по довольно сложной трёхступенчатой схеме – для предотвращения случайного старта в неподходящий момент.

Стык рукояток со штангой снабжён системой быстрой безынструментальной регулировки и транспортировочного складывания.

В верхнем модуле триммера вместо мотора располагается слот для аккумуляторной батареи и управляющая электроника двигателя.

Слот для батареи расположен в верхней части штанги


Слот для батарей позволяет вставлять любую из трёх доступных типоразмеров – 4, 6 или 9 А*ч. Специальная педаль-качалка помогает легко извлечь батарею, не имеющую выступающих элементов или рукоятки и достаточно туго сидящую в разъёме, рассчитанном на высокие токи.

С батареями на 4 и 6 А*ч, защищёнными от брызг, коса позволяет работать по траве любой степени влажности, поскольку двигатель полностью герметичен. В случае дождя следует прекратить работу, но бежать в укрытие сломя голову не стоит – аккумуляторы не боятся брызг и капель. А вот с профессиональной батареей можно работать даже в дождь – её защита от влаги по стандарту IP65 это позволяет. Можно было бы усмотреть в этом некое противоречие, ведь газоны в дождь не стригут… но HHT36AXB справляется и с бурьяном, так что ситуация, когда приходится работать и во время дождя, вполне реальна.

Кстати говоря, хотя устанавливать самый мощный аккумулятор из линейки батарей Honda можно и непосредственно в триммер, лучше подвесить тяжёлую батарею на пояс в ременную подвесную систему! Это разгрузит плечи и руки за счёт увеличения маневренности инструмента, который без батареи и ножа весит 5,7 килограмма:

Аккумулятор в слоте ременной подвесной системы


Результаты испытаний

В ходе теста